Программа коррекционно-развивающей работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее Программа) разработана для групп комбинированной направленности, в которой воспитываются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) от 5 до 7 лет.
Программа основывается на примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тобурдановский детский сад «Березка» Канашского района Чувашской Республики разработана в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность дошкольной организации.
Целью Программы является создание проектированной модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ФФНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Данная программа учитывает возрастные особенности и потребности детей для групп комбинированной направленности, в которой воспитываются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) от 5 до 7 лет. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предлагаемая Программа обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется на лингвистике о языке, как важнейшем средстве общения людей, освоении окружающей действительности и познании мира, теории речевой деятельности, о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Также Программа предусматривает взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы и другие различные мероприятия, направленные на:
- активное участие во всех мероприятиях родителей (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- на развитие артикуляционной моторики ребенка,
- систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.